Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый человек находится под защитой государства. Тем не менее, многие граждане страны находятся в состоянии социальной незащищенности особенно с учетом классового разрыва, который является вечным спутником рыночной экономики.
Но если вопрос классовых различий решить довольно сложно, то в ситуации, связанной с социальной поддержкой необходимо лишь должное внимание государства к данной проблеме.
Если речь идет о пособиях для семей, имеющих детей, то здесь в первую очередь должно учитываться то, что семья является социально санкционированным и относительно постоянным объединением людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Выступая в роли необходимого компонента социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Семья является основой всего, ведь через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.
Рождение ребенка в семье способствует не только созданию условий для еще более тесного единения двух людей, но и важно с социально-экономической точки зрения, так как способствует повышению демографии, указывает на стабильность в стране, так как демографический уровень во многом связан с экономическими реалиями. По этой причине реформы в сфере защиты семей имеющих детей, прежде всего, затрагивают вопросы финансовой поддержки.
С учетом вышеизложенного материала можно констатировать актуальность анализа реформ связанных с выплатами пособий, а именно пособий гражданам, имеющим детей. В большей степени данная информация относится к ситуации, которая сложилась сегодня в современной России, в которой цивилизованные элементы социально-правовой защиты начали складываться только после принятия новой Конституции 1993 года. Помимо этого, причиной необходимости исследования данного направления является ситуация, которая сложилась в стране на рубеже веков и была, как представляется, спровоцирована социально-экономической обстановкой внутри страны после распада Советского Союза. Ухудшение экономического благосостояния граждан страны стало причиной безработицы, отсутствия возможности первичной социализации детей, несовершенства нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты граждан.
Именно по этой причине выбранная тематика исследования является на сегодня столь актуальной.
В качестве объекта исследования выступает совокупность государственных пособий гражданам, имеющим детей, в системе социального обеспечения России.
В качестве предмета исследования выступают нормы федерального законодательства России, и другого законодательства которые регулируют порядок выплаты пособий гражданам, имеющим детей в России.
Целью исследования является комплексный анализ государственных пособий гражданам, имеющим детей в России.
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть государственные пособия гражданам, имеющим детей.
2. Изучить виды пособий гражданам, имеющим детей по срокам выплаты.
3. Проанализировать дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности государственного пособия гражданам, имеющим детей на современном этапе; метод анализа специальной литературы; метод системного анализа.
Теоретическая основа исследования состоит из положений и выводов, которые разработаны юридической наукой, и прежде всего семейным правом и правом социального обеспечения. Учебные пособия, научные статьи и монографии.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
1.1 Государственные пособия: Понятия, виды, основания его возникновения
В государственной системе социального обеспечения преобладающими выплатами в денежной форме помимо пенсий являются социальные пособия и компенсационные выплаты.
Пособие по социальному обеспечению – это гарантированная денежная выплата . Гарантированность выплат в данной ситуации вполне обоснована и связана с рядом обстоятельств .
В первую очередь речь идет о том, что объем пособий, а также право на получения пособий регулируется на государственном уровне. С практической точки зрения, после того как наступают условия, определяющие право на пособие, оно должно быть в полной мере реализовано. В качестве примера можно привести ситуацию, когда работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности за время, когда он был нетрудоспособен.
В том случае, если требование законодательства не исполняется, оно должно быть выполнено в принудительном порядке. В данной ситуации речь идет о том, что работник имеет право обращаться в суд по поводу выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если ему было отказано в ее выплате. В этом выражается принцип гарантированности пособия .
Следующим обстоятельством, указывающим на гарантированность выплат, является то, что работник должен получить выплаты независимо от того, имеется ли на это финансовая возможность на предприятии или нет. В той ситуации, когда требование не выполнено, работник имеет право двумя различными способами требовать компенсации. Прежде всего, речь идет об обращении в вышестоящий орган, который имеет непосредственное отношение к выплатам, то есть решение вопроса в административном порядке и во втором случае обращение в судебный орган власти .
В данной ситуации хотелось бы указать отличительные особенности пенсий и пособий. Как может показаться на первый взгляд, между пособиями и пенсиями нет существенных отличий. На самом деле это не так.
Основная отличительная особенность связана с их целевым назначением .
Также хотелось указать, что социальные пособия, как и пенсии, различаются по основаниям их предоставления. Другими словами, различие устанавливается с учетом жизненных обстоятельств, которые становятся причиной их предоставления.
В частности, социальное пособие выплачивается, как правило, относительно непродолжительное время или единовременно. Что касается пенсий, то в данной ситуации речь идет о достаточно продолжительных выплатах.
Особенности компенсационных выплат также регулируется на законодательном уровне. В некоторых отраслевых законодательных актах дается четко сформулированное понятие денежной компенсации.
В частности, согласно статье 164 Трудового кодекса РФ компенсации – это «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей». В соответствии с указанным понятием, основная цель компенсационных выплат связана, прежде всего, с возмещением расходов, понесенных работником в связи с выполнением трудовой функции.
При этом в рамках законодательства о социальном обеспечении такого обобщенного определения на сегодняшний день не предусмотрено, по этой причине определение данного понятия, прежде всего, создано с учетом информации представленной в различных нормативно-правовых документах .
Пытаясь понять основные причины появления пособий в области социального обеспечения, можно сделать следующий вывод. Прежде всего, их появление связано со снижением общего уровня жизни населения, вызванного причинами экономического характера в стране. Появление данного вида выплат связано с неблагополучным материальным положением большого числа лиц. В большинстве случаев появление данного вида выплат связано с ухудшением уровня жизни населения.
Таким образом, хотелось отметить, что под социальными пособиями понимаются, гарантированные денежные выплаты, которые предоставляются из государственного бюджета в связи с определенными обстоятельствами, среди которых: отсутствие возможности устроиться на работу, временная нетрудоспособность, беременность и роды, оказание единовременной помощи при определенных обстоятельствах, материальная поддержка граждан, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве.
1.2 Круг лиц, имеющих право на пособие
На основании ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», правом на пособия на детей обладают:
все лица, у которых есть гражданство России и которые живут в Российской Федерации;
граждане России, которые находятся на контрактной службе, в ОВД, а также служащие уголовной исполнительной системы, сотрудники российских войск за рубежом;
иностранные граждане и беженцы в России .
Помимо указанных категорий, пособие по уходу за ребенком назначают:
родителям (опекунам), если у них есть право на страховку по случаю временной потери трудоспособности (материнства). В данную категорию попали гражданские сотрудники российских войск за рубежом;
родителям, которые являются рядовыми либо офицерами (сотрудниками) ОВД, Пожарной службы, ФСИН, ФКСН, таможни и пребывающим в декрете;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1976. С. 3 - 26.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст.1929.
5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
11. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18.12.2014 N 33-17194/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Акимова Ю.А. Конституционный принцип равенства и социальное обеспечение граждан, имеющих детей // Современное право. 2014. № 5. С. 19-29.
13. Агафонова В.В. Расчет пособий по беременности и родам // Молодежный научно-технический вестник. 2015. № 8. С. 48.
14. Буянова А.В. Проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 36-40.
15. Горожанкина М.А. Социальное обеспечение семей, имеющих детей // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 2-2 (8). С. 215-217.
16. Головина А.Н. Проблема назначения и выплаты детских пособий // Аллея науки. 2016. № 2-2. С. 10-12.
17. Захарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.21-32.
18. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред.Е. Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2013. - 580 с.
19. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. - М.: Кнорус, 2015. - 312 с.
20. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://home.garant.ru.
21. Семенихин В.В. Индексация пособий на детей // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2013. № 3. С. 49-53.
22. Сивакова И.В. Детские пособия // Москва, 2015. – 183с.
23. Тезадова Д.А. Социальная политика в современных государствах // Человек. Сообщество. Управление. 2015. Т. 16. № 3. С. 90-106.
24. Филаткина А.П. Социальные пособия гражданам, имеющим детей // В сборнике: Права человека - индикатор современного развития России Материалы международной научно-практической конференции. под общей редакцией Т.А.Сошниковой. 2015. С. 239-243.
25. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. - 2015. - №1. - С.5-10.